NCBI Literature Resources Anticancer Res. 2016 Jul; 36 (7):3771-4.
Toshio Inui, Goro Katsuura, Kentaro Kubo, Daisuke Kuchiike, Leslye Chenery, Yoshihiro Uto, Takahito Nishikata, Martin Mette
Case Report: GcMAF Treatment in a Patient with Multiple Sclerosis
Отчет о клиническом случае: лечение GcMAF у пациента с рассеянным склерозом
Аннотация. Предпосылки/цель: Gc-протеин-производный макрофагактивирующий фактор (GcMAF) выполняет различные функции в качестве иммунного модулятора, такие как активация макрофагов, антиангиогенная активность и противоопухолевая активность. Клинические испытания второго поколения GcMAF продемонстрировали замечательные клинические эффекты при нескольких видах рака.
Таким образом, иммунотерапия на основе GcMAF имеет широкое применение для лечения многих заболеваний посредством активации макрофагов, которая может использоваться в качестве поддерживающей терапии.
Рассеянный склероз (РС) считается аутоиммунным заболеванием, поражающим миелиновые аксоны в центральной нервной системе (ЦНС).
Данное исследование было проведено с целью изучения влияния GcMAF второго поколения на пациента с РС.
Результаты: Данное исследование продемонстрировало, что лечение GcMAF у пациента с РС обладает мощным терапевтическим действием с ранними положительными реакциями, особенно улучшением двигательной дисфункции.
Выводы:
GcMAF демонстрирует терапевтический потенциал в лечении РС.
Белок специфического компонента (Gc), также известный как витамин D-связывающий белок (DBP), является гликопротеином плазмы крови человека (1). Воспаление приводит к гидролизу терминальной галактозы и сиаловой кислоты белка Gc, который опосредуется как мембраносвязанной β-галактозидазой, присутствующей на активированных В-клетках, так и сиалидазой на Т-клетках, что приводит к образованию макрофаг-активирующего фактора (GcMAF), производного белка Gc (2).
Было показано, что GcMAF обладает рядом биологических активностей, таких как активация макрофагов, антиангиогенная активность и противоопухолевая активность (3-7). Поэтому можно предположить, что GcMAF является иммуномодулирующим фактором, потенциально полезным для лечения иммунных заболеваний. В связи с этим мы сообщаем, что GcMAF второго поколения, полученный из человеческой сыворотки, демонстрирует замечательный терапевтический эффект при рассеянном склерозе (РС) (8, 9). Рассеянный склероз считается аутоиммунным, воспалительным и демиелинизирующим заболеванием центральной нервной системы (ЦНС). Как правило, РС начинается как рецидивирующе-ремиттирующее заболевание и со временем переходит в хроническое вторично-прогрессирующее состояние, которое может привести к тяжелой инвалидности и даже смерти (10). В 2013 году число пациентов, страдающих РС, увеличилось до более чем двух миллионов во всем мире (11). Центральная роль Т-клеток в патогенезе РС давно установлена (12). Кроме того, В-клетки также играют важную роль в патогенезе РС (13). Эти данные подтверждают, что аномальные взаимодействия между Т-клетками и В-клетками вовлечены в иммунопатогенез РС (14). Поскольку возможности эффективного лечения пациента были ограничены, мы провели данное исследование, чтобы выяснить, является ли GcMAF и пероральный колострум MAF терапевтически эффективными в лечении РС (15).
История болезни
У австралийского мужчины развился рассеянный склероз, подтвержденный люмбальной пункцией и магнитно-резонансной томографией (МРТ) головного мозга в 1989 году в возрасте 45 лет. После этого он был прикован к 3771 Эта статья находится в свободном доступе в Интернете. Корреспонденция: Д-р Тошио Инуи и г-н Мартин Метте, Клиника иммунотерапии рака Инуи, 6-14-17 Киндачо, Моригучи, Осака 570-0011, Япония. Тел/факс: +81 669025251, e-mail: contact@saisei-mirai.or.jp Ключевые слова:иммунотерапия, фактор, активирующий макрофаги (MAF), GcMAF, колострум MAF, рассеянный склероз, двигательная дисфункция. ANTICANCER RESEARCH 36: 3771-3774 (2016) Case Report: Лечение GcMAF у пациента с рассеянным склерозом TOSHIO INUI1,2,3,4, GORO KATSUURA5, KENTARO KUBO2, DAISUKE KUCHIIKE1,2, LESLYE CHENERY4, YOSHIHIRO UTO1, TAKAHITO NISHIKATA6и MARTIN METTE4 1Департамент системы жизни, Институт технологии и науки, Высшая школа, Университет Токусима, Токусима, Япония; 2Центр обработки клеток Saisei Mirai, Осака, Япония; 3Клиника Saisei Mirai, Кобе, Япония; 4Клиника иммунотерапииInui, Осака, Япония; 5Отделение психосоматической внутренней медицины, Высшая школа медицинских и стоматологических наук Университета Кагосимы, Кагосима, Япония; 6Фронт инновационных исследований в области науки и техники (FIRST), Университет Конан, Кобе, Япония 0250-7005/2016 $2. 00+.40a инвалидном кресле в течение четырех лет.
В 1991 году ему была назначена пульс-стероидная терапия для купирования симптомов, таких как нарастающая слабость, нарушение чувствительности, онемение и покалывающая парестезия. В 1999 году произошел еще один эпизод, после чего он снова получал пульс-стероидную терапию. В 2004 году МРТ показала обширные поражения головного и спинного мозга, что указывает на вторичный прогрессирующий РС. С февраля 2011 года он снова стал прикован к инвалидному креслу и больше не мог работать. В то время он страдал хронической инфекцией мочевыводящих путей, недержанием мочи, сильной мышечной слабостью, мышечными болями, полнотой в голове, шумом в ушах, плохой памятью, раздражительностью и запорами. С 17 сентября 2014 года он получал 0,5 мл GcMAF (1 500 нг/0,5 мл) внутримышечно или подкожно два раза в неделю. После трех недель лечения препаратом GcMAF наблюдались следующие положительные реакции и изменения: (a) Он спал всю ночь и вставал в 7 утра, чтобы сходить в мочевой пузырь. (b) Все лекарства от боли и для контроля мочевого пузыря, а также антибиотики были отменены. (c) У него появилось больше энергии, и он смог водить адаптированный автомобиль. (d) Он каждый день ходил на работу. Однако у него все еще сохранялась некоторая спутанность сознания.
К 31 октября 2014 года после шести недель лечения GcMAF наблюдались следующие результаты (рис. 1): (i) пациент впервые смог ходить с посторонней помощью после четырех лет пребывания в инвалидном кресле, хотя, как показано на рис. 1c, мышцы ног были маленькими и слабыми из-за того, что он был прикован к инвалидному креслу в течение четырех лет. Кроме того, он мог подниматься и спускаться по лестнице. (ii) Он полностью контролировал мочевой пузырь без лекарств, даже при инфекциях мочевого пузыря. (iii) Туман в мозгу стал намного лучше, он был оживлен и счастлив. В дальнейшем пациент продолжал лечение препаратом второго поколения GcMAF 0,5 мл три раза в неделю и ежедневным пероральным приемом колострума MAF. Обсуждение Данный случай продемонстрировал, что лечение препаратом второго поколения GcMAF заметно улучшило двигательную инвалидность у пациента с РС, что позволяет предположить, что GcMAF, иммуномодулятор, может быть полезен для лечения этого заболевания. РС — это иммуноопосредованное заболевание, поражающее ЦНС, которое, как считается, возникает в результате разрушения миелина аутореактивными Т-клетками (16, 17). В ряде исследований, посвященных дисбалансу иммунной системы при РС и его животной модели, основное внимание уделяется CD4+T-клеткам как медиаторам и регуляторам этого заболевания. В этой связи CD4+T-клетки, секретирующие интерферон (IFN)γ и интерлейкин (IL)-17, рассматриваются как ключевые игроки в патогенезе РС.
Кроме того, регуляторные Т-клетки с вилочковой головкой P3 (FoxP3)+ и регуляторные клетки 1-го типа, секретирующие IL-10, также вовлечены в патогенез РС, поскольку контролируют активность эффекторных Т-клеток (18-21). Таким образом, активность заболевания и развитие рецидива РС в конечном итоге объясняются дисбалансом между эффекторными и регуляторными клетками (17). Более того, данные о том, что CD8+ Т-клетки представляют собой преобладающую популяцию Т-клеток в поражениях мозга человека при РС и олигоклонально расширены в месте патологии, подтверждают патогенную роль специфических для ЦНС CD8+ Т-клеток. Кроме того, В-клетки могут продуцировать провоспалительные цитокины и являются мощными антигенпрезентирующими клетками, участвующими в активации провоспалительных Т-клеток. CD4+ Т-клетки важны для активации В-клеток во вторичных лимфоидных тканях, а связь между повышенной активацией Т-клеток и В-клеток в крови пациентов с РС, как сообщается, вовлечена в иммунопатогенез РС (15).
С этой точки зрения большинство современных методов лечения РС направлены против активности иммунной системы и проникновения иммунных клеток в ЦНС с целью снижения инвалидизации и частоты рецидивов.
При РС наблюдается хроническое разрушение миелиновой оболочки, окружающей аксоны, что приводит к дегенерации аксонов и, в конечном итоге, к потере нейронов. В-клетки вырабатывают аутоантитела, направленные против миелина, и вызывают опосредованную комплементом атаку на миелиновую оболочку (14).
Предполагается, что ремиелинизация восстанавливает функцию нейронов и предотвращает дальнейшую потерю нейронов и клиническую инвалидизацию при РС, хотя о молекулярных и клеточных механизмах, регулирующих миелинизацию, известно мало. РС ассоциируется с несколькими эмоциональными сопутствующими заболеваниями, включая высокую частоту депрессивных симптомов. Депрессивные расстройства при РС усугубляют проявления заболевания и затрудняют его лечение (18).
Хотя наше понимание глубинных механизмов, ответственных за эмоциональные расстройства у пациентов с РС, ограничено, оно важно для создания нейрореабилитационной основы. Кроме того, пациенты с РС страдают от выраженных физических и когнитивных нарушений, которые обусловлены очаговыми поражениями мозга и диффузной демиелинизацией (19). В данном исследовании GcMAF, являясь модулятором иммунной системы, проявил мощную терапевтическую активность при РС. В частности, после введения GcMAF резко улучшилась физическая инвалидность при РС, что указывает на то, что лечение GcMAF способствовало стимулированию физической реабилитации при РС с эмоциональными нарушениями, как упоминалось выше. Более того, хотя на данный момент неясно, как именно GcMAF модулирует иммунную систему и каков механизм действия GcMAF, представляется вероятным, что GcMAF может влиять на дисбаланс иммунной системы и эмоциональные сопутствующие заболевания.
Кроме того, для уточнения окончательной эффективности GcMAF при РС и вероятного механизма (механизмов) патофизиологического действия GcMAF необходимо провести крупномасштабное клиническое исследование и экспериментальные исследования на животной модели экспериментального аутоиммунного энцефаломиелита при РС. Кроме того, изучение МРТ головного мозга, физической активности и нейропсихологической оценки поможет прояснить дальнейшую информацию о терапевтической эффективности GcMAF при РС.
Ключевые слова: GcMAF; Иммунотерапия; молозиво МАФ; фактор активации макрофагов (MAF); двигательная дисфункция; рассеянный склероз.
Copyright © Международный институт противораковых исследований, 2016 г. (д-р Джон Г. Делинассиос), Все права защищены.
References
1 Daiger SP: Group-specific component (Gc) proteins bind vitamin D and 25-hydroxyvitamin D. Proc Natl Acad Sci USA 72: 2076-2080, 1975.
2 Yamamoto N and Kumashiro R: Conversion of vitamin D3 binding protein (group-specific component) to a macrophageactivating factor by the stepwise action of beta-galactosidase of B-cells and sialidase of T-cells. J Immunol 151: 2794-2802, 1993.
3 Mohamad SB, Nagasawa H, Uto Y and Hori H: Preparation of Gc protein-derived macrophage activating factor (GcMAF) and its structural characterization and biological activities. Anticancer Res 22: 4297-4300, 2002. Inuiet al: Therapeutic Potential of GcMAF in Multiple Sclerosis 3773 Figure 1.Effects of GcMAF in a patient with MS. (a): Prior to treatment (September 17, 2014). Wheelchair-bound for 4 years. (b), (c) and (d): After 6 weeks of treatment (October 31, 2014). The patient was able to stand up, walk and climb stairs with assistance for the first time. (e): After 3 months of treatment (December 12, 2014). He was undergoing walking rehabilitation and using walking sticks. (f): At the present time, he was able to peddle on an exercise bike.4 Nagasawa H, Sasaki H, Uto Y, Kubo S and Hori H: Association of the macrophage activating factor (MAF) precursor activity with polymorphism in vitamin D-binding protein. Anticancer Res 24: 3361-3366, 2004.
5 Kisker O, Onizuka S, Becker CM, Fannon M, Flynn E, D’Amato R, Zetter B, Folkman J, Ray R, Swamy N and Pirie-Shepherd S: Vitamin D binding protein-macrophage-activating factor (DBPmaf) inhibits angiogenesis and tumor growth in mice. Neoplasia 5: 32-40, 2003.
6 Mohamad SB, Nagasawa H, Sasaki H, Uto Y, Nakagawa Y, Kawashima K and Hori H: Gc protein-derived macrophage activating factor (GcMAF): isoelectric focusing pattern and tumoricidal activity. Anticancer Res 23: 4451-4457, 2003.
7 Nonaka K, Onizuka S, Ishibashi H, Uto Y, Hori H, Nakayama T, Matsuura N, Kanematsu T and Fujioka H: Vitamin D binding protein-macrophage activating factor inhibits HCC in SCID mice. J Surg Res 172: 116-122, 2012.
8 Kuchiike D, Uto Y, Mukai H, Ishiyama N, Abe C, Tanaka D, Kawai T, Kubo K, Mette M, Inui T, Endo Y and Hori H: Degalactosylated/desialylated human serum containing GcMAF induces macrophage phagocytic activity and in vivo antitumor activity. Anticancer Res 33: 2881-2885, 2013.
9 Inui T, Kuchiike D, Kubo K, Mette M, Uto Y, Hori H and Sakamoto N: Clinical experience of integrative cancer immunotherapy with GcMAF. Anticancer Res 33: 2917-2919, 2013.
10Ebers GC: The natural history of multiple sclerosis. Neurol Sci 21: S815-S817, 2000.
11Bowne P, Chandraratna D, Angood C, Tremlett H, Baker C, Taylor BV, Thompson AJ: Atlas of multiple sclerosis 2013: a growing global problem with widespread inequity. Neurology 83: 1022-1024, 2004.
12Friese M, Fugger L: T cells and microglia as drivers of multiple sclerosis pathology. Brain 130: 2755-2757, 2007.
13Disanto G, Morahan J, Barnett M, Giovannoni G, Ramagopalan S: The evidence for a role of B cells in multiple sclerosis. Neurology 78: 823-832, 2007.
14Romme C, Bornsen L, Ratzer R, Piehl F, Khademi M, Olsson T. Sørensen PS, Sellebjerg F.: Systemic inflammation in progressive multiple sclerosis involves follicular T-helper, Th17and activated B-cells and correlates with progression. PLoS One 8: e57820, 2013.
15Inui T, Kubo K, Kuchiike D, Uto Y, Nishikata T, Sakamoto N, Mette M: Oral Colostrum Macrophage-activating Factor for Serious Infection and Chronic Fatigue Syndrome: Three Case Reports. Anticancer Res 35: 4545-4550, 2015.
16Sospedra M, Martin R: Immunology of multiple sclerosis. Annu. Rev. Immunol 23: 683-747, 2005.
17Steinman L: Immunology of relapse and remission in multiple sclerosis. Annu Rev Immunol 32: 257-281, 2014.
18Miossec P, Korn T, Kuchroo VK: Interleukin-17 and type 17 helper T cells. N Engl J Med 361: 888-898, 2009.
19Astier AL, Meiffren G, Freeman S, Hafler DA: Alterations in CD46-mediated Tr1 regulatory T cells in patients with multiple sclerosis. J Clin Invest 116: 3252-3257, 2006.
20Viglietta V, Baecher-Allan C, Weiner HL, Hafler DA: Loss of functional suppression by CD4+CD25+ regulatory T cells in patients with multiple sclerosis. J Exp Med 199: 971-979, 2004.
21Sakaguchi S, Miyara M, Costantino CM, Hafler DA: FOXP3+ regulatory T cells in the human immune system. Nat Rev Immunol 10: 490–500, 2010. Received April 5, 2016 Revised May 11, 2016 Accepted May 12, 2016